Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901-1974) часть II, акварели

В 1946 году после освобождения Мария Владимировна как осужденная с поражением в правах уехала во Владимир. В Москву ей удалось вернуться только в 1955 году. Но не было уже ничего - ни той самой мастерской, ни друзей, ни работы, а самое главное, в силу бытовой неустроенности не было возможности заниматься живописью. Сохранилось заявление:
«От Мыслиной М.В., проживающей
по адресу: Москва, ул.Чайковского, 22-3
В 1937 году, после ареста моего мужа я была репрессирована и прошла, как и многие другие, весь мучительный путь отверженных и оклеветанных людей. Ныне справедливость восстановлена, я реабилитирована и прошу Вас довести до конца этот акт справедливости и обеспечить меня жилплощадью. Сейчас меня приютила мать на площади в 9 метров.

Я художник, член Союза художников (членский билет № 2003), неоднократный участник выставок, как областных, так и московских, мои работы находятся в 4-х музеях страны. Естественно, что в силу своих профессиональных особенностей я не могу работать в существующих условиях. Я не имею возможности даже поставить мольберт – мой «станок», у меня нет стола, не говоря уже о прочих, необходимых для моей работы предметах.

Я коренная москвичка. Может ли быть допустимо, чтобы я, претерпев полный разгром своей жизни, разорение своего гнезда, потеряв здоровье, в городе, где я родилась и провела всю жизнь, осталась на старости лет без крова. После всех испытаний, выпавших на мою долю, хочется покоя и возможности творческой работы – ничего этого я не имею.

В своё время, в 1926 году, мною и мужем было за собственный счёт оборудовано негодное для жилья помещение, которое мы, проведя отопление и построив стены, сделали прекрасной мастерской для художников. Выходит, что мы постарались для кого-то, а сами – один погиб в изгнании, а я осталась одна и без крова. Я не претендую на это именно помещение, я прошу вас предоставить мне комнату, в которой я могла бы спокойно жить и творчески работать – это окончательно вернёт меня к жизни и даст мне возможность по-настоящему послужить советскому народу своим искусством.
«...» ноября 1956 года»

Жизнь, пройдясь тяжёлым катком, раздавив мужа и нерождённых детей, продолжалась, и надо было как-то зарабатывать. Раз нет возможности маслом, значит акварелью. Мария Владимировна много с удовольствием работала в технике монотипии, рисовала открытки, иллюстрации к детским книгам; стала известна как прекрасный художник-анималист, регулярно принимала участие в выставках. В последние годы была прикована к постели тяжелой болезнью. Погребена на 27 участке Введенского кладбища.

[могила Марии Владимировны]

«Акварельная техника считается классической для непосредственной передачи впечатлений от натуры. Таких работ у Мыслиной было много, - вспоминала в середине 1970-х Л. Рончевская, знающая ее по совместным творческим поездкам в Горячий Ключ. - Но к концу своей жизни она работала иначе. Жесткий рисунок с натуры карандашом очень подробный; потом свободная интерпретация виденного в романтически приподнятом стиле».


Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Спящая девочка» 1972



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «С прогулки» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «После дождя»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Три грации»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «С Новым Годом!»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Пеликаны» 1950-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Скачки» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «В упряжке», «Грачи»
эх, покрупнее бы эту упряжку рассмотреть!...



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Зима в Чебоксарах»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Подруги» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Зима» 1950-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «В заливе»,«Всадник»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Летом» 1950-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Дождь» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «В теплице школы» эскиз конверта



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Цветы на окне»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Труба» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Горячий ключ. Сломаное дерево» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Ворона», «Старое дерево»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Дождь» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Натюрморт с самоваром»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «С Новым Годом!»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) без названия



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Дождь», «Пионеры с пеликанами» 1960-е



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Зима в Москве» 1964



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Лебеди в парке» 1966



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Тигры» 1965



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Дети и попугай»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901-1974) «Портрет А.К.Маштановой, актрисы ТЮЗа в чувашском костюме», «Портрет девочки»



Мыслина Мария Владимировна (Россия, 1901 - 1974) «Корабли на рейде» 1960-е


Серия «Раковины»:













Хотел было написать, что пеликаны понравились, но и остальное все тоже очень симпатично - и дети хороши и погоды хороши и кони отличные. В общем, ах-ах!

ps. Я теперь всех акварельщиков невольно с Ларссоном сравниваю. Пока Ларссон ведет))
Ларссон который Карл?
он чудесный, но акварели по нему сверять - не совсем верный ход. они нетипичны, много графичной прорисовки.
Мыслина гораздо акварельнее, на мой взгляд.
вот пеликаны ближе к Ларссону, тоже сухая прорисовка. и тигры.
Пеликанов я вообще понять не могу.
там явно чем-то сухим возили поверх мокрого. и на восковые мелки похоже, и на пастель или цветные карандаши, но не в чистом виде.
наверное, какая-то смешанная техника. но не чисто акварель, это да.
ага, интересно))
еще местами похоже на разбавленную гуашь.
что бы то ни было - она и этой техникой владеет уверенно :))
вполне возможно, научилась в условиях нехватки средств и материалов.
Ага. Нашла. «Картон, монотипия».
«По отношению к краскам эта техника всеядна - акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские...» Так что, пойми, чем они написаны :)
в монотипии я не понимаю)
теперь хоть буду знать, как оно может выглядеть (один из вариантов, которых наверное множество).
Ларссон ведёт, это правда. Но тут надо оговориться. У Ларссона акварель не совсем watercolor. Он ею гениально заполняет контуры. А у Мыслиной акварель какая надо акварель, с размытыми контурами, почти отсутствием мелкой прописи, но с большим количеством именно water + color + воздух. Её надо смотреть в большом размере, тогда только можно оценить всю прелесть. Например, большая акварель «Зима». Или «С новым годом!». Все эти перетекания из цвета в цвет и создают ощущение лёгкости, прозрачности воздушных шаров.

Вообщем, Ларссону ларссоновское, но Мыслина - высший пилотаж тоже :)
думаю, это случайность - картина нежная, светлая, отличается от акварелей только если вглядываться.
с источниками плохо, на пинтерест написано, что эта - масло, а корабли - темпера.
Простите, я здесь отвечу на комментарий к В.Е. Вы написали, что помните последние годы Клары Ивановны. А где-то есть Ваши воспоминания записанными? Очень, очень интересно прочесть. В сети мало информации, скупо и сухо о ней. Но все единодушны - великой души человек была Клара Ивановна.
Письменных воспоминаний конечно нет, при живом сыне и внучке это как-то не очень правильно, кмк. Тем более мои впечатления бытовые + рассказы Алексея (Викторовича), тоже больше семейные. Она уже была замужем за художником А.И.Зыковым , последние годы сильно сдала, у неё случались настоящие провалы в памяти, могла "бродить" и оказаться в другом городе (диагноза не знаю, врать не буду). Ворон кормила и поила(!), не велела нам, собачникам, гулять во дворе, мол мешаем воронам питаться, завела несколько десятков котов в мастерской. Чудила одним словом.
Моя свекровь, тоже художник (керамист), живёт тут со самого основания кооператива. Но проблема в том, что не любят они рассказывать не о себе)), а о других художниках. Кстати Алексей очень бережет память отца. Ежегодно присуждается именная премия, он всегда участвует. Но, насколько я знаю, воспоминаний не пишет. В общем-то мог бы, у него острый и оригинальный ум. Но у каждого свои причины.

Кстати, на мой взгляд самая хорошая жена у П.Ф. Никонова, настоящая подруга художника, надёжный тыл, у них недавно было 60 лет (емнп) совместной жизни. А жена В.Сидура (Юлия умерла всего несколько лет назад) вообще что-то потрясающее.

Edited at 2015-04-03 06:26 pm (UTC)
Спасибо! С возрастом человек, а особенно творческой профессии становится более чувствительным. Отсюда и эта страсть к кошкам, птицам. Хочется обогреть чем можешь до кого можешь дотянуться. А она всю жизнь их писала. Так что я понимаю её причуды. Милая, милая Клара Ивановна.
Очень здорово!
Я утащила особо понравившиеся к себе в дневник, с указанием, где взяла, конечно. Надеюсь, вы не против?
Спасибо вам огромное за эти подборки и рассказы.
Я подписалась на ваш журнал ради постов о Попкове, а вот теперь открыла для себя Мыслину. Такие выразительные звери! Жемчужные пеликаны. Старое дерево кочует из работы в работу. Дети на прогулке - и лёгкость, и точность.
Очень разных художников напомнило - от Кокорина до Врубеля и Воцмуша.
Спасибо.
Спасибо Вам.
А звери ещё напомнили серию «Зоопарк» Клары Ивановны Калинычевой, супруги Виктора Ефимовича Попкова.
Света. и всё время стучит в голове «А сколько могла бы, имея такой недюжинный талант, если бы не волей чужой...»
очень очень очень
смотрю уже по которому разу
Спасибо!

такая мягкость дышащей акварели и такой стержень внутри
одновременно
легкость и твердость

в новогодней открытке дети на коньках и с шариками) - забавно)
Дорогая Любушка, здравствуйте!
Да да да. Ваша любимая акварель.
И каждый раз мягкими лапками по сердцу.