И снова всё о нём

Ещё немного в продолжение вчерашнего. Вдруг кому, как и мне...
На протяжении более чем двух веков картины Вермеера было довольно-таки сложно продать. Мало того, их часто и охотно выдавали за работы Питера де Хооха, Герарда Терборха, Габриэля Метсю и Франса ван Мириса.
«Женщина с кувшином» из музея Метрополитен выставлялась на аукционе «Вернон» в 1877 году как работа Габриэля Метсю. Десять лет спустя, когда Генри Дж. Марквенд приобрел ее у парижского торговца Пийе, работу приписали де Хооху. В 1888 году Марквенд решил уступить полотно музею Метрополитен, и оно стало первым Вермеером, выставленным в публичной коллекции в США:

Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «Young Woman with a Water Pitcher» 1662


Картину «Офицер и смеющаяся девушка» продали на лондонском аукционе в 1861 году как работу Питера де Хооха и впоследствии приписывали ему на двух парижских аукционах 1866 и 1881 годов. В этом качестве ее приобрел коллекционер Сэмюэль С. Джозеф, а затем антиквар Недлер из Нью-Йорка; у него же ее купил в 1911 году король кокса и стали Генри Клей Фрик:

Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «Officer and Laughing Girl» 1657


Картина «Девушка с бокалом вина», перевезенная в Париж как военный трофей в эпоху Наполеона I, долгое время считалась картиной Якоба ван дер Меера; в 1860 году искусствовед Торе-Бюргер назвал автором Вермеера (окрестив при этом картину «Кокеткой»).


Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «The Girl with a Wine Glass» 1659-7660


«Девушку, читающую письмо перед окном», ныне находящуюся в Дрезденской картинной галерее, приобрел в 1724 году Август III, курфюрст Саксонии, совершенно искренне убежденный, что это Рембрандт. А в 1783 году было решено сделать с нее гравюру, потому что ее сочли работой Говарда Флинка:


Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «Girl Reading a Letter by an Open Window» 1659


«Женщину, взвешивающую жемчуг» также приписывали Габриэлю Метсю, когда в 1825 году коллекция покойного короля Баварии Максимилиана I была выставлена на аукцион:


Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «Woman Holding a Balance» 1664


«Урок музыки» считался работой Франса ван Мириса, когда он входил в коллекцию английского консула в Венеции Джозефа Смита, которая в 1762 году была продана королю Георгу III: так картина перешла в коллекцию английского королевского дома и сегодня выставлена в Букингемском дворце.


Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «Lady at the Virginal with a Gentleman, 'The Music Lesson» 1662-1665


«Аллегорию живописи» приобрел в 1813-м за 50 австрийских форинтов при посредничестве некоего шорника граф Иоганн Рудольф Чернин, и он был уверен, что это де Хоох. Однако в 1938 году, когда Адольф Гитлер потребовал картину, чтобы повесить ее в своей альпийской резиденции близ Берхтесгадена, она вновь волею судеб стала Вермеером.


Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «The Art of Painting» 1666


Таким образом ложные атрибуции множились вплоть до недавнего времени, не в последнюю очередь благодаря необычайной скудости наследия делфтского мастера. Из общего числа, и так небольшого – согласно достоверным оценкам, около пятидесяти картин за двадцать лет работы, то есть немногим более двух полотен в год, – сохранилось только тридцать четыре полотна, про которые можно с известной уверенностью сказать, что они принадлежат кисти Вермеера. Впрочем, четыре или пять из них все равно весьма спорны.

Но несколько подлинных Вермееров утрачены, они безвозвратно исчезли – по большей части потому, что долгое время считались малоценными картинами. В 1784 году, например, торговец произведениями искусства Жозеф Пайе безуспешно пытался убедить французского короля Людовика XVI приобрести «Астронома» Вермеера. Более того, в середине XVIII века, даже если королевский дом, некая семья или музей приобретали Вермеера, не зная об этом – вследствие сомнительной или ошибочной атрибуции, а то и вовсе без нее, – они все равно предпочитали приписывать картину школе де Хооха или неизвестному мастеру. Таким образом ошибочная атрибуция официально закреплялась, и в результате еще один Вермеер исчезал навсегда.

По правде говоря, вплоть до середины XIX века любой серьезный коллекционер не слишком обрадовался бы, узнав, что приобретенное за немалую цену полотно де Хооха на самом деле – работа Вермеера, художника, о котором он, скорее всего, и не слышал никогда. Но даже в 1882 году, когда Вермеер уже был широко известен благодаря открывшему его заново на парижском Салоне 1866 года Торе-Бюргеру, «Девушку с жемчужной сережкой» – один из самых очаровательных шедевров Вермеера – коллекционер Арнольдус Эндрис де Томб приобрел на публичном аукционе за смехотворную цену в 2 (два!) гульдена.


Jan Vermeer van Delft (Dutch, 1632 - 1675) «Girl with a pearl earring» 1665
Как мне нравятся девушки Вермеера! Я нахожу их современными. и думаю, что это признак гения!
Да. Его, по-моему, невозможно не любить. Как и Брейгеля-старшего "мужицкого".
Они долго мне не давались, но теперь уже до конца дней мои :)
У Вермеера потрясающие цвета, а ткани просто как живые) Так и ощущаешь свежесть накрахмаленного чепца, тяжесть ковра...
Да, именно. Талантливые попадают в цель, в которую другие не могут, а гении в ту, которую другие даже не видят.
Да-да.
Я когда-то много читал об этом портрете, о том, как он устроен.
Удивительно, - у девушки огромные, выразительные глаза, да и вообще это портрет девушки, а не серёжки, а взгляд всё равно всё время стремится в эту точку. Она такой центр притяжения, середина водоворота.
Тем более интересно, что Вермеер поместил этот центр не в центре геометрическом... Ой, ладно, а то я сейчас заведусь.)))
Заводитесь, заводитесь! Это же так прекрасно, услышать единомышленника, с которым любим в этом мире одинаково :)
Да, и портрет-то бесхитростный совершенно, но вот эта капля центра "мироздания" возвела его в ранг гениального, которое проработано человеческим духом, человеческой мыслью...
Невероятные вещи, меня не оставляет ощущение, что на самом деле это фотографии. Живые до изумления, кажется, будто сейчас сойдет с картины и улыбнется. Метафора, как же. Тут - не метафора. Действительно кажется.
Они вне времени. Мы живем в ту эпоху, когда никакой антураж, никакие костюмы не будут по-настоящему чуждыми, поэтому нам легко почувствовать себя рядом с этими людьми на картинах.
А техника у Вермеера просто потрясающая. Я, строго говоря, живопись знаю очень мало (вот, расширяю кругозор :)) и никогда не видела по-настоящему его картин. Это было как... как удар молнии, простите за банальность. Семнадцатый век, боже...
Ещё раз большое спасибо! Любовалась каждым кадром, полное впечатление, что я там, внутри каждого кадра! Теперь и книгу разыщу.
Я видела аллегорию живописи в Вене, но честно говоря была убеждена, что картина из императорской коллекции, а вон оно как оказалось. Перед ней всегда толпа. А впервые о Вермеере я узнала из Пруста, по моему Сван его любил, и кажется там говорится что это недавно открытый художник.
Да, да, Лен, Пруст именно тот писатель, который оказался ближе всех связан с фигурой Вермеера, и с помощью эпизода смерти Бергота сделал из делфтского мастера величайший символ святости искусства.
Вы, наверное, были пытливым любознательным ребёнком, наводящим ужас на всех учителей в округе? :)
Но вся беда в том, что польза - лишь когда сам ищешь ответы. Интеллект не развивается без решения.
Ну как же?
Вы задаёте вопрос, который Вас интересует, в надежде получить ответ.
А мне эта тема в данный момент не интересна.
Следовательно, Вы остаётесь неудовлетворённым.
А вот если бы, то было бы ... :)
Спасибо за рассказ! Благодаря Вам узнала подробно о художнике, который обладал великим Божьим даром.
Не могу оторваться..Хочется смотреть и смотреть на складки тканей и на этот синий цвет.
(Anonymous)
Oх и дремучий же был народ!
:-)
Ну как можно было путать Вермеера с Де Хоохом или Метсю ?!
Разве что - с расстояния в 5 метров?
У них же совершенно разная техника.
Последние двое - нормальные традиционалисты, они все прорисовывают,строят и домысливают. А Вермеер - "гиперреалист", он работает с цветовыми и световыми пятнами. Все остальное получается, как производное.

с.

А интересно, почему он не мог продавать картины? Он быс слишком оригинален для своего времени? Ведь объективно же - картины очень красивы. Если вспомнить импрессионистов, то можно понять, почему их не принимали - там и техника особенная, и сюжеты... А Вермеера-то за что?

Если вам это действительно интересно, то в предыдущем посте я давала ссылку на книгу, где есть ответы на ваши вопросы.
смотрю,как завороженная, великий мастер света и цвета
спасибо большое за подборку