Выспяньский «Хеленка»

Цветочница в живописи... 15

Художник сидел в кофейне. Была весна. Париж вполне ожидаемо цвел каштанами, пах клубникой, хлопал голубиными крыльями, звучал аккордеоном и то тут, то там вспыхивал смехом.

- Купите ландыши, месье!

В недоумении художник поднял глаза. На него, весело улыбаясь, смотрела дама. Длинное цветастое платье - такие обычно носят уроженки Прованса, косынка, накинутая на плечи и смешная шляпка-канотье с веткой живой глицинии, заткнутой за ленточку.

- На что мне ландыши? Предпочитаю фрезии. - Он надеялся, что это прозвучало достаточно высокомерно, чтобы торговка отстала. - Ну, куплю я их, а они завянут. И не останется ничего, - нарастало раздражение.

- Неправда, у вас в памяти останется этот день

- И зачем? Что он мне дал, чтобы я его помнил? Мне нечего рассказать миру об этом дне.

- А вы расскажите о ландышах! Они цветут всего 17 дней в году! Нарисуйте их, месье! И тогда они навсегда останутся с вами! Когда кто-нибудь посмотрит на ваш рисунок, он увидит французскую весну...

Художник бродил весь остаток дня и только под вечер, вымотанный, вернулся домой. Открывая свою дверь, он услышал:

- Мама, смотри, месье - фокусник!

Художник обернулся. Из соседской квартиры выглядывало любопытное детское личико. Он недоуменно посмотрел на женщину. Та улыбнулась:
- Ландыши, месье. У вас в кармане букет ландышей.
Впервые за долгие недели художник улыбнулся, вынул букетик, и протянул его девочке.
- Нет-нет! Ни в коем случае! - женщина испуганно потянула дочку назад. - У нее аллергия на всё цветущее, - вздохнула женщина и прижала к себе дочку. - Весну и лето она видит только из окна. Простите нас, месье. - И закрыла дверь.

…Художник сидел в своей мастерской и исступленно рисовал. Он ловил себя на том, что хочет удержать запах, пытался вписать в бумагу запах ландышей. Он очень захотел, чтобы его маленькая соседка смогла увидеть, запах весны.
И у него получилось.
Девочка стала приходить к художнику, и они вместе рисовали. Смешивали краски и подбирали к ним запахи. Они рисовали все лето. Потом всю осень. Потом художник открыл выставку их работ. А потом была зима. Художник и Девочка гуляли по Парижу. Прохожие улыбались, глядя на высокого худого мужчину в пальто, который жарко спорил с девчушкой. А она стояла спокойная и непоколебимая, такая трогательно-взрослая... Они запоминали запахи города, запахи улиц, каждая из которых пахла по-своему. Они гуляли, и художник все искал ту Цветочницу. Но Париж город большой. Незнакомым людям трудно встретиться в нем дважды.

Если только совершенно случайно.

© Анастасия Комолова, 2010

  (407x698, 234Kb)

Eugene de Blaas «Venetian flover seller»

 

 (483x698, 259Kb) 

Pierre Outin (French 1840 – 1899) »Calypso’s Bower» (detal)

 

 (553x699, 142Kb) 

Gaetano Bellei «A beauty holding a basket of roses»

 

 (700x525, 270Kb)

Marie-Francois Firmin-Girard «The Flower Seller on the Pont Royal with the Louvre beyond, Paris» 1872

  

 (699x482, 250Kb)

Victor Gabriel Gilbert (French, 1847-1933) «Marchande de Fleurs et de Fruits dans un Square a Paris»

 

 (563x699, 180Kb)

Alonso Pérez «Flowers for the Lady»

 

 (561x699, 50Kb)

Jin Ming Lee

 

 (545x699, 166Kb)

Николай Ефимович Рачков «Портрет девочки»

 

 (524x699, 118Kb)

Алексей Алексеевич Харламов «Маленькие цветочницы»

 

 (468x650, 43Kb)

Edward Charles Barnes, 1831-1894  «The seller of snowdrops (A winter's rest)»

 

 (455x698, 71Kb)

Vicente Castell Doménech  (Castellon, 1871-1934)

 

 (454x699, 80Kb)

Georgios Iakovidis

 

 (446x698, 55Kb)

Hans Zatzka

 

 (442x698, 225Kb)

Charles Chaplin (French, 1825-1911) «Young Woman with Flower Basket»

 

 (388x699, 84Kb)

Josep Armet Portanell

 

 (340x698, 105Kb)

NN