Колесников Степан Фёдорович. Биография

Совершенно удивительный, не похожий по манере письма ни на кого, художник.

Степан Федорович Колесников родился 11 июля 1879 года в селе Адрианополе Екатеринославской губернии Славяносербского уезда, в крестьянской семье. Художественные способности Степана проявились рано. Первые «уроки» письма он получил от заезжих изографов, и уже в 1896 году его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде и получили награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.



В 1897 году Колесников поступил в Одесское художественное училище, одно из лучших в то время средних художественных учебных заведений России. В училище Колесников быстро нашел себе друзей: будущих классиков советской живописи Исаака Бродского, Митрофана Мартыщенко (Грекова), и будущего классика русского авангарда Давида Бурлюка.

Одновременно происходят изменения в личной жизни: в 1899 году Степан Фёдорович женится на дочери греческого помещика Ирине Федоровне Попандопуло, «отбив» ее у своего друга М.Грекова. В январе 1901 года у них родилась дочь Люба.

В 1903 году Степан Колесников окончил училище но первому разряду, что давало ему право поступления в Императорскую Академию художеств без экзаменов. И, несмотря на предложение места преподавателя, он вместе с Бродским и Грековым отправился в Петербург и стал учеником пейзажной мастерской профессора А.А. Киселева.

Однако вскоре революционные события 1905 года сыграли свою роль в творческой судьбе Колесникова: из-за волнений остановились занятия в академии — и Колесников на некоторое время уезжает вместе с Грековым и Бродским в малороссийское поместье Бурлюка.

Результатом этого становится создание многочисленных этюдов с натуры и подготовка эскизов, очень богатых и разнообразных по содержанию. В это же время Степан Колесников успешно дебютировал на Весенней выставке в залах академии. Его картина «Весна» (1905, Днепропетровский художественный музей) получила вторую премию и была приобретена музеем Императорской Академии художеств. В этом полотне уже в полной мере проявились индивидуальные черты, свойственные таланту художника. Первый успех не был случайным и кратковременным. С этих пор Колесников стал постоянным участником весенних выставок, почти каждый раз получая «куинджиевские» премии, которыми отмечались его лучшие творения.

А тем временем в 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем в Сербию. С 1920 года Степан Колесников постоянно живет в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д. 81). О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения.

С учетом этого особую ценность приобретает переписка С.Ф. Колесникова с И.Е. Репиным, которая относится к периоду с 1925 го по 1929 год. В архиве Академии художеств в Петербурге в фонде Репина сохранились три письма Колесникова к Репину, а в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства три ответных письма Репина.
В первом письме Степан Колесников оповещает Репина о своей судьбе. Пишет, что в 1921 году он устроил в Белграде выставку своих работ (97 номеров), прошедшую очень успешно и морально и материально «Работаю очень много, — признается Колесников, — и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь — беспредельную тоску по Родине. Верьте мне, глубокоуважаемый Илья Ефимович, я обласкан в стране близкого нам народа — сербов, и тепло мне и моей семье... но я страдаю, и болит душа, как только оставляю палитру и кисти. Та колоссальная продукция и энергия остаются вне моей Родины и не отдаются мною моей родной земле...»

В ответе Репин: «Вас я знаю только пейзажистом и всегда любовался необычайной красотой серых, отрепанных ветрами, пустых ветвей... Ради Бога, присылайте поскорее копии, в каком бы то ни было виде; я пойму суть, и я жду их как христианин чуда».

Степан Колесников навсегда сохранил верность реалистическим традициям. И знаменательно, что, нуждаясь в совете и помощи, он обратился именно к Репину. Посылая ему фотографии со своих работ в другом письме (1926), он пишет: «Я пережил и переживаю огромный натиск со всех сторон цинизма и спекуляции в живописи... Жду Вашего слова, буду счастлив получить от Вас весточку: будет ли это милость или справедливый приговор». Репин не задержался с ответом: «Я так очарован снимками с Ваших чудесных картин! От восторга у меня язык прилип к гортани! Какой размах! Какая кисть! И сколько вкуса!.. Чудо! Чудо!..»

В третьем письме (1929) Колесников поздравляет Репина с 85-летием и сообщает, что «много месяцев провел в южной части Балканского полуострова — Македонии и Албании... Работаю, как всегда, много, иногда хорошо, иногда очень плохо, но больше плохо, чем хорошо, а это приносит постоянное, почти душевное страдание, трепетное ожидание результатов работы, потом чувство обиды и досады, почему-то всегда думаешь лучше, чем пишешь, но надежда всегда спасает, всегда убежден, что ...следующая работа будет именно то самое, что хочу написать... Осенью я уезжал (в начале октября) в Париж с выставкой своих картин. Кое-что из них Вам посылаю в фотографиях, не нужно говорить о том, как дорого для меня Ваше суждение, великий Вы мой учитель!»


В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Фёдорович навсегда уходит из семьи. Семья Колесниковых осталась в тяжелом материальном положении. Началась распродажа картин, но и им пришел конец. В 1938 году после тяжелой болезни умирает Ирина Федоровна. Началась война. Арестован сын Колесникова Федор. Вскоре после освобождения он покончил с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними.

Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень
общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы. Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской).

В мае 1955 года его не стало. Степан Федорович Колесников был похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни. Татьяна Подстаницкая, искусствовед, автор монографии "Степан Колесников" (М., 2003)



Белград. Дом, в котором жил С.Ф.Колесников в 1920-е - 1950-е годы.
Тааааак...Оказываеццца я задом наперёд прошла.Вот и до художника добралась.." Ай да Пушкин...":)
Нееее, это не ты задом наперёд, это лента так по-дурацки устроена... Этот пост на почту первым пришёл, для ознакомления, а после уже жиаописные :)
вспомнила, что и у Бурлюка есть хорошие работы.:)
Вот ушёл из семьи, но помогай материально. Такое моё убеждение:(
Но художник прекрасный.
Ой, Лен, не знааааааю... Это так неоднозначно...
Всё штучно и индивидуально. Ведь не известно, КАК ушёл, или ушли...
Может быть, прокляли вслед до седьмого колена, и после этого - помогай?....

А Бурлюка на аукционных сайтах - завались! Охапками. Я его никогда "не беру" - слишком "примитивен" - как рисунки семилетнего малыша (имхо)