История одной фотографии... «Зуглигет (Zugliget)»

Зацепив взглядом фотографию, была очарована, и, конечно же, стала собирать, буквально по крупицам, информацию.



История одного из самых примечательных маршрутов Будапешта № 58 «Московская площадь – Зуглигет (Zugliget)» началась ещё в 1867 году.

«Зуглигет (Zugliget)» – красивейший район будайских гор, облюбованный жителями Будапешта как парк для воскресных и праздничных прогулок, считавшийся «лёгкими города». В 1840 году в этом месте появился первый курортный поселок.



Будайские горы
Antal Berkes (Hungarian, 1874 - 1938) «Park in Sunlight (Zugligeti Scene)» 1907


Предприимчивые владельцы компании «Budai Közúti Vaspálya Társaság» решили запустить к парку линию конной железной дороги, что и произошло 30 сентября 1868 года. Поток отдыхающих увеличился, даже не смотря на то, что конка была неудобна из-за своей медлительности и непредсказуемости. В первый месяц, в общей сложности, услугами линии воспользовались 42329 пассажиров, цифра для того времени особенно большая. Поэтому вполне естественно, что владелец был особенно заинтересован в электрификации линии.

Первый трамвай побежал по рельсам к парку «Зуглигет» 15 сентября 1896 года. 4 июня 1900 года на линии произошло серьёзное крушение - на спуске сорвался и перевернулся вагон. Четыре человека погибли и многие были ранены, поэтому понятно, что был огромный скандал. После этого происшествия владельцы компании решили, что надо сократить длительность маршрута до ровной местности. А с 1911 года на нём эксплуатировались только вагоны с новой перекрёстно-индуктивной тормозной системой, исключавшей потерю управления.



4 июня 1900 года устранение аварии на маршруте


В 1903 году на открытой платформе конечной станции был построен необыкновенной красоты остановочный павильон в модном тогда альпийском стиле. Первоначально он предназначался для отдыха на промежуточном этапе при подъёме на гору. Тонкие деревянные колонны зала создавали фантастическую атмосферу.

Круди Дьюла (1878-1933), венгерский писатель, в романе «Красный дилижанс» (1913) упоминает об этой станции: «Мы долго ожидали на холмах Буды своего водителя, но ожидание было скрашено огромными круассанами, подающимися на этой великолепной станции...»







После войны к зданию пристроили крыло, превратив его в жилой дом с квартирами. Дом на конечной станции, который трамвай объезжал с двух сторон.





На этой фотографии особенно хорошо видно пристрой:





70-е годы


Маршрут был погублен «Великой Троллейбусной Идеей». Планировалось развивать троллейбус в Буде, и уход за путями прекратился. Износ путей привёл к тому, что в январе 1977 года маршрут стал работать как однопутный, а спустя несколько дней, 17 января, был «временно заменён автобусным маршрутом номер 158». На фотографии, очаровавшей меня, запечатлена та самая последняя поездка 17 января 1977 года:



На сегодняшний день часть путей вырвали и продали на металлолом; часть замурована под автостоянкой.
Местные жители очень обеспокоены, что некогда прекрасное здание станции стремительно разрушается.







































Источники: раз, два, три.
Фото с зонтиком и вывернутыми ящиками меня заворожило... какая, наверное, интересная жизнь случилась у этого зонтика, до того, как его тут забыли..
Да, да, именно! И ещё всегда посещает мысль «пустите меня туда, я восстановлю!» Жалко! Жалко до слёз от бессилия человеческого. Когда собирала информацию, проскочила фраза, что сейчас там на месте путей устроили неплохую автостоянку, и владельцы авто лоббируют предложение о сносе. Вот так... Ничего не создав сами, уничтожают :(
как это было прекрасно! И как жаль, что люди не понимают, как это здорово- трамвай, да еще в таком потрясающем месте!!Станция очень красивая!!
А нашему Лужкову тоже надо "спасибо" сказать за то, что столько трамвайных маршрутов и депо погубил..
Аня, места чудесные и снимки - тоже. И в обветшании есть своя красота, но все же хочется продолжения жизни, правда? )
Катюша, добрый вечер! Да, как хочется вернуть былое! Именно поэтому и "закусила удила", надеясь, что это фотошоп испортил фотографию. Ан нет...
сегодня день впечатлений от фотографий
такие много-думающие сюжеты
здесь, и еще в другом ЖЖ из моей ленты, не характерном на фотографии
и вот такие размышлительные сильные сюжеты

А про трамвай, - думаю, что фото вижу впервые, не помню чтобы раньше
но глядя на снимок - это Будапешт или Прага
и точно)
Ой, вчера не увидела Ваш комментарий, Любушка. А история очень впечатляющая, сильная, правда. И так хочется туда, к этому трамвайчику на фотографии...
преклоняюсь перед вашим любопытством! я бы полюбовалась фотографией... и все. А еще Вы столько интересной информации нашли!
Спасибо :) Это даже не любопытство. Это какая-то ненормальная страсть первооткрывателя. Есть не можешь, пока не удовлетворишь её :))
Спасибо за интересный рассказ - потрясающе-красиво и печально...да - рукотворное не хотят восстанавливать, потому что туда кроме денег душу вложить надо...