Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Часть первая. 1917 - 1940 годы.

Материала собрано так много, что пришлось его разделить на несколько постов, ведь хочется рассказать и о целой династии живописцев; и о том, почему Яблонские вынуждены были бежать из Смоленска, и про эвакуацию; и об отношениях с властью; и о цене гениальности. Итак, для неторопливых...

Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005)



Родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске, в семье учителей Нила Александровича и Веры Георгиевны.

Нил Александрович Яблонский был родом из Вязьмы. Учился в Духовной семинарии, позже – в Духовной академии в Москве. Был исключен за участие в революционных событиях 1905 года. После исключения из Духовной академии пытался поступить в Петербургскую академию художеств, но не прошел по конкурсу. Тогда по настоянию родителей окончил историко-филологический факультет Московского университета. После его окончания работал в Витебске, затем переехал в Смоленск, где стал работать хранителем Смоленской картинной галереи и учителем рисования; руководил студией пролеткульта и выступал с рисунками в газете «Рабочий путь».



Яблонский Нил Александрович (Россия, 1888 - Германия, 1944) «Портрет немецкого обер-лейтенанта» 1943

Единственная сохранившаяся работа Нила Александровича. Во время войны супруги Яблонские остались на оккупированной территории. По словам жены, он был вывезен в Германию, и дальнейшая его судьба неизвестна.


При всей занятости Нил Александрович находил время для воспитания двух дочерей и сына. Отец был строг и не любил нарушать установленный им порядок домашних занятий. Он меньше всего уповал на врожденные способности Татьяны и Елены, поэтому заставлял их ежедневно рисовать с натуры натюрморты из предметов домашнего обихода, интерьеры. Когда дошла очередь до изображения человека, обязанности натурщика распределялись между всеми членами семьи. В конце учебного года Нил Александрович устраивал выставку детских рисунков с выдачей «премий» за лучшие работы. Рассказывая детям о художниках, он тут же показывал репродукции с картин. Особое предпочтение отдавал живописи Репина и Серова, а также «малых» голландцев и французских мастеров.

Нил Александрович устраивал увлекательные игры, способствующие развитию зрительной памяти, давал задания по составлению орнаментальных композиций из растительного мира, по иллюстрированию прочитанных книг. В доме Яблонских даже «издавался» собственный журнал под названием «Сверчок». Один из номеров «Сверчка» сохранился у Татьяны Ниловны — это обыкновенная школьная тетрадь с рассказами, баснями, стихами и загадками. Каждый «автор» рисовал к своему сочинению заставки, концовки, буквицы, иллюстрации.

Как правило, воскресные дни Нил Александрович проводил вместе с детьми в музеях или в экскурсиях по окрестностям.

В конце декабря окна в доме плотно завешивали одеялами, чтобы никто ни в какую щелочку не увидел у них елку и зажженные на ней свечи.

Строгий регламент жизни, установленный отцом и всегда поддерживаемый матерью, Верой Георгиевной, которая до революции преподавала в гимназии французский язык, способствовал успеваемости детей по всем школьным дисциплинам.



Яблонский Нил Александрович (Россия, 1888 - Германия, 1944) «Автопортрет» 1924


Нил Александрович, как и все разночинцы, воспитанные на Белинском и Добролюбове, душой приветствовал революцию, пока она не произошла. Вместе с передовой молодежью он был за освобождение, за прогресс. Но, увидев рабоче-крестьянское лицо Октябрьской революции, он ее не воспринял. Да так, что не захотел даже отдавать детей в советскую школу, опасаясь коммунистического влияния.
Его тесть, отец жены, Веры Георгиевны, Георгий Варгасов, работал инспектором народных училищ Смоленской и Тверской губерний. А сам он был потомком шляхтичей Великого Княжества Литовского. Будучи по-настоящему интеллигентным человеком, Нил Яблонский с женой и тремя детьми решил бежать от репрессий туда, где о них никто не знал.

В 1928 году они переехали в Одессу, к южной границе. Попытка выехать по морю, через Одессу за границу не удалась. Тогда в 1930 семья поехала в Западную Украину, в Каменец-Подольский, где Таня закончила школу-семилетку. В конце 1933 года Яблонские сумели договориться, чтобы их переправили через границу. На телегу погрузили вещи, посадили детей, но человек, который обещал посодействовать, не пришел. Все просто почернели от страха. Во избежание доносов от лиц, участвовавших в несостоявшихся выездах, Яблонским на рассвете пришлось повернуть на восток, и ехать в Луганск, где никто не знал об их попытке бегства.

Получив дома хорошую подготовку по рисунку, Татьяна Яблонская была принята в 1934 году сразу на второй курс Киевского художественного техникума. После его ликвидации в 1935 году стала студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института, который закончила в 1941 году по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского и С. Григорьева).

Здесь Татьяна Яблонская выдвинулась в число наиболее одаренных студентов, училась отлично, была активной комсомолкой, любила спорт, много читала. Помимо академических работ на экзамены всегда представляла наброски и этюды, сделанные дома, в студенческом общежитии, на улицах Киева.

Одна из первых работ второкурсницы Яблонской до сих пор висит в здании Национальной академии искусств и архитектуры (бывший Киевский художественный институт) как образец написания обнаженной натуры.



1936 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Обнажённая»


Первую летнюю практику Татьяна Яблонская вместе с однокурсниками провела в сельскохозяйственной коммуне в Черниговской области. Лес, озера, пруды, река Десна, мелодичные украинские песни, а главное, чудесные трудолюбивые люди — все это пленяло и запоминалось.

Студенческие работы:



1937 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Повар»




1937 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Старуха с рыбой»




1938 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Натурщица»
Мне блезится, или «Старуха с рыбой» тоже с неё списана?




1938 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Юноша с девушкой»




1938 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Подруги»



Вторая, преддипломная практика проходила в Алупке, на даче Всероссийской Академии художеств. Здесь Яблонская начала по-настоящему постигать особенности живописи на пленере. В процессе работы над дипломной картиной «Возвращение с сенокоса» выяснилось, что этюдов, сделанных в Черниговской области и Алупке, недостаточно для создания картины. Пришлось на все лето отправиться, в Канев.

А осенью этого же, 1940 года, в Киевском художественном институте (где Татьяна Яблонская училась в мастерской Федора Кричевского) открылась выставка её работ – первая в истории института персональная студенческая выставка. В экспозиции были размещены академические постановки и этюды, выполненные во время летней практики.



1940 год приписывается (!) Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) этюд




Спасибо, Аня. Особенно интересно было читать про занятия с детьми в семье!
Буду ждать продолжения)))
Галя, спасибо за Ваше доброе сердце! Будет обязательно продолжение.
Сегодня долго придумывала, как всё "развести по углам". Лучше, чем по годам, не придумалось. :) Например, удалось собрать более 40 картин, написанных в 50 годы. Столько же за 60-е и 70-е. За 80-е совсем почти ничего. А вот за 90-е более 50 единиц! Так что впереди ещё много интересного. Обещаю! :)
Галя, характер такой. Если вожжа попала под хвост, пока всё не вычерпаю, не успокоюсь :)
Галя, простите за флуд. Знаю, что Вы ранний-ранний жаворонок, но уже так поздно, а Вы на ногах. Как высыпаетесь?
про отца, конечно, история...осуждать невозможно, но думаю, что ушел все же сам с немцами, боялся, что расстреляют за такие портреты. а кто бы не испугался?
Размышляла я об этом. Беря во внимание, что они (мать Татьяны Ниловны, и она сама) скрывали долго сей факт, возможно, что и сам ушёл. Окажись на его месте, мало кто поступил бы по другому. Они шли туда за лучшей сытой долей.

В своей книге В.В.Познер приводит слова Валентина Бережкова, личного переводчика Молотова, а затем Сталина (с 1940 по 1944 год):
«...после семи лет войны, после зверских бомбежек и артиллерийских обстрелов, после войны на два фронта и безоговорочной капитуляции, после всего этого рядовой немец хранит в подвале целые окорока и колбасы, живет в отдельной отапливаемой квартире, у него есть электричество, горячая вода и – подумать только! – свой собственный телефон. То есть он живет значительно лучше, чем жили многие так называемые обеспеченные советские люди еще до войны, уж не говоря о том, как они стали жить после.

Не могли не возникнуть у них вопросы: как же так? Почему? Сталин понимал, куда может привести ответ на эти вопросы. И думаю, с его точки зрения опасность можно было отвести только одним-единственным способом. Надо было сломить этот новый дух, нужно было заставить людей забыть эти вопросы, надо было создать атмосферу ксенофобии, страха и подозрительности. Что и было сделано»
Как много у Вас крайне удивительной и ценной информации о художниках и их семье!
... Невероятно что сохранился этот немецкий портрет...
Простите, к своему стыду я не знаю, что такое Кидпикса. Догадываюсь, что там была цитата моего поста? И про какие рисунки речь, поясните, пожалуйста.
Ага, увидела и пост и Ваш комментарий. Отвечаю - картинки настоящие с аукционного сайта советской живописи. Но не обратила внимание, выставлены они на продажу там были, или уже проданы.