Ann (kykolnik) wrote,
Ann
kykolnik

Categories:

Конструктивизм. «Реклам-конструктор». Родченко & Маяковский... 1

Хочется рассказать вам много и подробно про агитационные ткани, но невозможно о них, не разворошив хоть чуть-чуть пласт 1920-х. Поэтому постараюсь тезисно, доступно, и, по возможности, очень интересно. Так уж случилось, что Родченко, этот человек-глыба, ученик Фешина, в 1920-е был, состоял, привлекался, участвовал, и оказался связующим звеном во многом.

Вступление, без которого никак. В первые послереволюционные годы рекламы не было, так как, во-первых, Совет Народных Комиссаров 18 ноября 1917 года принял декрет «О государственной монополии на размещение объявлений» в СМИ. А во-вторых, военный коммунизм, нет торговли - нет рекламы. Но 1921 году было принято решение о введении новой экономической политики, НЭПа, и государство стало главным рекламодателем. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т.д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Возникшая вследствие этого конкуренция между частными и государственными предприятиями вызвала бурное развитие рекламной графики.

Русский конструктивизм - это последний в истории искусства «большой стиль». И единственный всемирный стиль, придуманный именно русскими. Конструктивизм - это доминирующая рационально-геометрическая упорядоченная основа. «Чертёжность» вдруг осмысляется заново и начинает играть как остро модный художественный приём искусства авангарда. Конструктивная система плоскостей и объёмов важнее светотени и цвета. Художников захватывает возможность формировать облик предметной среды, создавать мир новой эпохи, рождая его из ничего, из своей фантазии.

Художественный и поэтический опыт Маяковского, отточенный работой в «Окнах РОСТА», и художественная система конструктивизма Родченко легли в основу творческого метода «реклам-конструктор Маяковский — Родченко», базировавшегося на эстетике конструктивизма. Но к этому творческому дуэту они шли каждый своим путём.


Маяковский:
Летом 1923 года в екатеринбургском журнале «Товарищ Терентий» Владимир Маяковский убеждал: «При нэпе надо пользоваться для популяризации всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Ни одно, даже верное дело не движется без рекламы. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!.. Думайте о рекламе!»

Вслед за этим, 1 июля 1923 года, на обложке № 26 журнала «Красная нива» был напечатан рисунок, ассоциирующийся с его сатирическими плакатами времён Гражданской войны, «Глаза разбегаются...», который рекламировал продукцию «Мосполиграфа».


подпись пока гласила «Рекл. – констр. № 1 – В. Маяковский».

Родченко:
«Работу по рекламе начал я один. В 1923 году мне приходилось работать по заданию общества «Добролет»: рисовать марки, значки, рекламные плакаты. Приходилось очень трудно с текстами. Их давали длинными, скучными, неинтересными. Приходилось долго уговаривать сокращать, самому редактировать надписи, согласовывать с заказчиком и т. д. Однажды меня попросили сделать большой агитационный плакат. Был дан и текст: «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером Добролета». Фраза длинная, громоздкая - язык сломаешь, пока выговоришь. Я решил «подправить». Как ни старался, ничего путного не выходило. Махнув рукой, я сделал просто небольшую перестановку слов. Получились неуклюжие стишки: «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер».
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3




Родченко Александр Михайлович (1891-1956) «Один рубль золотом делает каждого акционером "Добролёта"»
подпись «реклам-конструктор Родченко»

Те самые акции в один рубль золотом:










Вместе:
«Через некоторое время этот злосчастный плакат попался на глаза Володе, и он стал хохотать и издеваться над ним. Я рассердился и начал выговаривать ему, что если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то хороших никогда и не будет. Он задумался, согласился со мной, и так началась наша совместная работа.

Работали с большим интересом. Это была первая советская реклама на фоне нэповских головок с цветочками и прочей мещанской пошлятины. ГУМ был первым заказчиком. Вот первые плакаты, сделанные нами:
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3


«Нет места сомненью и думе: Все для женщины только в ГУМе».



«Приезжий с дач, из городов и сел, Нечего в поисках трепать подошвы,-
Сразу в Гуме найдешь все Аккуратно, быстро и дешево».



«Человек - только с часами.
Часы - только Мозера.
Мозер - только у ГУМа»



«Самый деловой, аккуратный самый,
В ГУМе обзаведись мозеровскими часами».


Здание магазина начало оживать с приходом НЭПа. В соответствии с советской модой на всяческие аббревиатуры Маяковский и Родченко всерьёз подошли к ребрендингу: следовало, как писал нарком просвещения Анатолий Луначарский, «послать к черту старые традиции и, не заботясь о том, чтобы что-нибудь продумать, что-нибудь выстрадать, начать вызванивать словами или шалить красками — это увлекательно».

Красками «пошалил» Родченко. «Пассаж» получил новое название — Государственный универсальный магазин — и даже собственный логотип с гербом — круг с буквами «ГУМ» в центре, — в разных вариациях этот герб просуществовал все советское время.





Маяковский сочинил к гербу (ассоциировав его со спасательным кругом) слоган:


«Хватайтесь за этот спасательный круг!
Доброкачественно, дешево, из первых рук!»


Маяковский написал для ГУМа в июне-октябре 1923 года 12 рекламных стихотворений. Его рифмованные строки передавали по городским громкоговорителям, москвичи невольно замедляли шаг, чтобы услышать чеканное: «Комфорт — и не тратя больших сумм. Запомни следующую строчку: лучшие ковры продаёт ГУМ — доступно любому, дёшево и в рассрочку».


обратите внимание, в правом нижнем углу ещё не «реклам-конструктор», а «агит-реклама»









продолжение следует...

Tags: проискусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments