Ann (kykolnik) wrote,
Ann
kykolnik

Categories:

Конструктивизм. «Реклам-конструктор». Родченко & Маяковский... 3

Части третья и четвёртая, на мой взгляд, самые интересные, так как работа над рекламой Моссельпрома и по своему объёму
и по разнообразию тематики занимала главенствующее место в деятельности «реклам-конструктора»

Крупнейшим заказчиком печатной коммерческой рекламы в Москве был трест МОССЕЛЬПРОМ, «Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности», созданный в 1922 году, и упразднённый в 1937. Этот трест Московского совета народного хозяйства объединил национализированные предприятия, важнейших поставщиков подакцизных товаров — кондитерские, табачные, хлебопекарные, колбасные, пивоваренные, мукомольные, макаронные, дрожжевые, винные, консервные фабрики и заводы. Самые крупные из них – кондитерские государственные фабрики «Красный Октябрь» (бывшая «Товарищество Эйнем»), «Им. П.А. Бабаева» (бывшая «Товарищество Абрикосов и Сыновья»), «Марат» (ранее «Товарищество Иванов и Марков»); табачные государственные фабрики «Дукат» (бывшая «Товарищество Дукат»), «Ява» (ранее «Товарищество Габай»), «Красная звезда»; пивоваренные государственные заводы № 1 (ранее «Трехгорное товарищество») и № 2 (бывший «Хамовнический») и другие.

Также «Моссельпрому» принадлежало несколько вспомогательных производств (картонно-ящичная фабрика, художественная мастерская, типография и др.) и собственная широкая оптовая и розничная сеть сбыта, включавшая оптовые базы, розничные магазины, ларьки, лотки, передвижные тележки и т.п.).


Степанова (Варст) Варвара Фёдоровна (1894-1958) «Здание Моссельпрома с рекламой В.В.Маяковсного» 1924-1925
масло по фотоотпечатку, автор фотографии А.М.Родченко

«НИГДЕ КРОМЕ, КАК В МОССЕЛЬПРОМЕ!» Этим двустишием оканчивалось несколько рекламных текстов на разные товары («Столовое масло», «Монпасье», «Колбасы», »Макароны и вермишели»). Впоследствии оно сделалось общим рекламным лозунгом Моссельпрома, чрезвычайно широко использовалось в объявлениях, на вывесках, плакатах, и дополняло внешний облик столицы на протяжении всей второй половины 1920-х годов. В 1923 году Маяковский в своей автобиографии заметил: «Поэтическое приложение: агитка и агитка хозяйственная - реклама. Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю, «нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации»

Над этим слоганом в 1925 году удачно пошутил Михаил Булгаков в «Собачьем сердце». Помните, в самом начале профессор Преображенский выходит из магазина с колбасой в кармане, которой будет приманивать умирающего Шарика? В этот момент в голове пса проносятся такие мысли: «А в сущности – зачем она вам? Для чего вам гнилая лошадь? Нигде, кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме». Судя по всему, качество продуктов в моссельпромовских магазинах оставляло желать лучшего. Но власть закрывала на это глаза.



Родченко:
«Надо вспомнить те годы. Это было время нэпа, частной торговли. Не всегда потребитель легко находил дорогу к прилавку государственного магазина, случалось и так, что шустрый лавочник ловил его на полдороге бойко составленной вывеской, зазывным объявлением. А государственные учреждения мало делали для того, чтобы информировать население об ассортименте, популяризировать новинки торговли и прочее. Но, помимо того, что надо было покончить с этим косноязычием, требовалось ещё дать бой той пошлости, мещанской прилизанности, которые пытались проникнуть и в рекламный плакат, и на конфетную обёртку. Раньше реклама высокомерно изгонялась из сферы чистого искусства. Вместе с папиросной коробкой, пакетом печенья в руки потребителя попадала вульгарная, пошлая картинка. Бороться с этой дурной традицией и значило двигать новую, советскую рекламу, новую не только по содержанию, но и по форме»
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3


Рекламная работа в Моссельпроме носила очень широкий характер. С октября 1923 года по март 1925-го было сделано большое количество рекламных плакатов, вывесок, газетных объявлений, листовок, обёрток для печений, целые серии текстов для карамельных этикеток и т. д. В архиве Моссельпрома сохранились счета Маяковского, в которых названы некоторые тексты, до сих пор не разысканные.

Оригиналы плакатов и эскизов, попадавшие в Моссельпром, обратно не возвращались, и если они тогда же не выпускались плакатами или не печатались в газетах и журналах, а были использованы только на вывесках киосков, то сегодня эти черновые эскизы — единственный сохранившийся текст. Так было, например, с пятью рекламными текстами «Обеды на дом», которые были приняты, но не использованы, так как Моссельпром отказался от мысли отпускать обеды на дом. Тексты сохранились у Родченко. Бывали случаи, когда Моссельпром браковал тексты и плакаты, и в этих случаях также они не возвращались художнику, и только аккуратность Родченко, сохранившего все черновики, спасла от забвения эти работы Маяковского.

Дешевый хлеб. Сдано было Моссельпрому 4 октября 1923 года. В автографе, сохранившемся у Родченко, первоначально записано: «Нам не страшны дороговизна и нэп — Моссельпром выпускает дешевый хлеб». Потом исправлено: «Трудящиеся! Не страшны дороговизна и нэп — покупайте дешевый хлеб».




В бумагах Маяковского сохранилась копия одного из заказов Моссельпрома на эскизы вывесок:

«Тов. Маяковскому В. В.

Заказ.
Просим выполнить в недельный срок эскизы для вывесок (рисунок и текст) для киосков на следующие продукты:
Папиросы: Дукат, Люкс, Максул, Хаджи и Рекорд — фабрики «Дукат». Герцеговина-Флор, Орион, Янтарь — ф-ки «Ява». Виза и Трио — фабрики «Красная звезда».
Табак: Трубочный Джевиз.
Колбаса, Хамовническое пиво, воды, специи и маринады, пряники, печенье, бисквит, карамель, монпансье и кофе «Мокка».


































При максимально разрубленных стихотворных строках Маяковского композиция рекламы выстраивалась Родченко на контрасте разномасштабных буквенных гарнитур и типографских элементов – линейных планок, восклицательных и вопросительных знаков. Так же техника хромолитографии предъявляла свои требования, в частности, сокращение цветов, стандартизация размеров. Одновременно художники осваивали новые задачи эстетического плана – сокращение глубины пространства, минимальное использование светотени, работа с локальными цветами и т. д...










Листовки для столовых были написаны в 1924 году. На листовке столовой «Прага» было, например, написано: «там и на кухне и на сцене здоровый обнаружен вкус» так как в столовой на эстраде выступал коллектив знаменитой в те времена «Синей блузы».









продолжение следует...

Tags: проискусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments