Ann (kykolnik) wrote,
Ann
kykolnik

Categories:

Конструктивизм. «Реклам-конструктор». Родченко & Маяковский... 4

В заключительной части в основном про сладкое, про обёртки конфетные :)


Родченко Александр Михайлович (1891-1956) «А.Родченко и В.Маяковский» 1924
Фото, иллюстрирующее публикацию «Работа с Маяковским», журнал «В мире книг», №6 1973

Газета «Правда» 30 марта 1924 года писала: «Маяковским совместно с Родченко по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обёртки, рисунки и агитстроки. Намечены серии «Вожди революции», «Индустрия», «Красная Москва». Сорта конфет, преимущественно потребляемые деревней. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних «конфетных» названий и рисунков такими, в которых чётко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев…».


упаковка печенья «Красный авиатор»

Маяковский и Родченко действительно талантливо формировали «вкус массы» (ту самую массовую психологию человека Новой Эры). Но далеко не все работы Владимира Владимировича были столь безобидны. Пример тому – серия карамели «КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ЗВЕЗДА». Рисунки, сделанные Маяковским, вполне гармонично смотрящиеся на агитационных советских плакатах периода Гражданской войны, довольно странно видеть на упаковках детского лакомства. Впрочем, дети в молодой Стране Советов взрослели быстро. Сопроводительные стихи Маяковского хоть и не столь кровожадные, но отлично дорабатывали агитационный посыл:










Обертки перенумерованы. Не разысканы № 9, и возможно № 12. В счёте архива Моссельпрома от 9 февраля 1924 года указан «стихотворный текст к коробке «Красная звезда» 23 строки». (Некоторые сорта карамели Моссельпром выпускал в картонных коробках по ½ кило.)

Все тексты для фантиков были выполнены Маяковским в период с декабря 1923 года по апрель 1924 года. В это время советская власть вела широкую работу по пропаганде метрической системы мер (метрическая реформа). Одним из методов продвижения новых измерительных стандартов в массы было выбрано размещение информации о них на конфетных обертках. Стоит отметить, что сама идея пропаганды метрических мер, как и рисунки на карамельных фантиках также принадлежала Маяковскому.

Серия конфет «НОВЫЙ ВЕС» включала 12 видов обертки, на которых потребителям в доходчивой форме поэтических четверостиший разъяснялось соотношение фунта к килограмму («двум с половиною равен фунтам»), золотника к грамму («четверть лишь золотника») и прочих старинных русских мер к метрическим. Стоит также отметить, что обертки для конфет «Новый вес» в числе прочей продукции были представлены на Международной художественно-промышленной выставке, проходившей в Париже в 1925 году.









Обертки карамели «НОВЫЕ МЕРЫ» делились на две серии: серия «А» пропагандировала метрические меры длины, а серия «Б» была посвящена мерам площади.






Обертка карамели «Наша индустрия», как и полагается, напичкана призывами: «Крестьянскому характеру пора привыкнуть к трактору. Не перевернуть земли сухой доисторической сохой». Или: «Пароход хорош, идет к берегу. Покорит наша рожь всю Америку»


Четыре текста о конфетах и один о печенье были сделаны Маяковским для специальных рекламных фигур, вырезанных по эскизам Родченко из дерева (рабочий, красноармеец, крестьянин, крестьянка и т. д.) и расставленных на заборе по Садовой-Самотечной улице в Москве. В журнале «Огонек» в №5 за 1924 год было напечатано фото этих реклам со следующей подписью: «Не так давно московское объединение «Моссельпром» расставило на московских заборах вырезанные изображения человеческих голов, которые дружным хором указывают прохожему — куда итти за конфетами. Плакаты были сделаны Маяковским и Родченко. Некий купец, увидя рядом со своей торговлей такую рекламу, рассудил по-своему: если можно «Моссельпрому», почему же нельзя мне? — и намалевал под рекламой «Моссельпрома» свою собственную рекламу».


Не прощу себе, если хотя бы пару строк не напишу именно о наружной рекламе и киосках. Ещё в 1919 году, работая в творческом коллективе «Живскульптарх» (комиссия по живописно-архитектурно-скульптурному синтезу), Родченко свободно фантазировал на тему новых архитектурных структур и типов зданий — киоски, общественные сооружения, высотные здания. Это была лаборатория новой архитектуры. Он придумал оригинальную концепцию «города с верхним фасадом» — «...в будущем, благодаря развитию аэронавтики, любоваться городом станут не снизу, не с уровня улицы, а сверху, пролетая над ним или находясь на всевозможных смотровых площадках. Поэтому землю надо освободить для движения и пешеходов, а на крышах зданий проектировать выразительные конструкции, переходы, висящие блоки зданий, которые в сумме и составят этот новый «верхний фасад города».


Родченко Александр Михайлович (1891-1956) конкурсный проект газетного киоска. Девиз «Бизиакс» (будущее - единственная наша цель) 1919

Александр Михайлович очень ценил, что плакат висит не только в витрине, но и где-нибудь на улице, освещенный фонарем, потому что это не просто факт того, что работа использована, а факт того, что он реально нужен, и этот город запоминается. Лев Кассиль в воспоминаниях писал, что для него Москва 1920-х годов запомнилась благодаря этим ярким, очень активным, призывным рекламам.


Родченко:
В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, обёрток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах. Маяковский не только писал текст, он и сам рисовал рекламные лубки, этикетки, плакаты. В этих лубках все было сделано рукой Маяковского, за исключением надписей. Он не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведёт тушью и раскрашивает. Видно было, что даётся это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведённые вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот одна из записок того времени:
«Родченко, приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. (Не смотри на записку на двери Бриков) В. Маяковский». (К Маяковскому и Брикам ходило всегда масса народу, и, когда нужно было работать, на дверях вывешивалась записка: «Брики никого не принимают».)
Придёшь, оказывается, ему нужно написать текст или вычертить что-нибудь.

Работы все прибавлялось, и я от бессонных ночей свалился, заболел малокровием и нервным расстройством,- пришлось сократить работу.
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3


Маяковский с Лилей Брик в квартире в том самом Водопьяном переулке у Мясницких ворот, где всё началось...

С середины 1920-х годов начинается постепенное свертывание НЭПа. Роль рекламы в экономике и художественной жизни становится менее значительной, творческий союз вынужденно завершает работу в данной сфере. Советский рекламный плакат возвращается постепенно, как ни странно, к дореволюционной традиции - укрупнению одного товарного изображения.

Почему демонтаж конструктивизма произошел так стремительно? Причин много. Но это уже совсем другая история...


Tags: проискусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments