А ларчик просто открывался...

В связи с известным юбилеем массово проснулся интерес к контрреволюционным работам Ивана Алексеевича Владимирова, и зазвучали со всех сторон вопросы: «Как же они сохранились? Кто их прятал до поры, ведь и за во сто крат меньшее расстреливали?...» «Сколько лет лагерей получил он за эти картины?»
Следите за руками.
Я знаю ответы.


Все эти работы хранились вне России.
А вот какими путями они попали за рубеж, о том ниже.

Иван Алексеевич родился в Вильне. Отец его, Алексей Порфирьевич Владимиров, был родом из духовного сословия и работал сельским учителем. Увлечение же живописью Иван унаследовал от матери – английской художницы Е.Вакгорн. Благодаря ей он прекрасно владел английским языком, и поддерживал добрые отношения с родственниками, о чём говорит тот факт, что в 12 лет убежал из дома, добрался через Вильно в Либаву, а оттуда – в Англию к дяде Вакгорну, владевшему пароходом, и проплавал с ним более полугода.

С шестнадцати лет он стал регулярно посещать классы Виленской рисовальной школы. Помимо живописи его влекло и военное дело, поэтому дальнейшее свое образование он продолжил в Санкт-Петербургском юнкерском училище, которое окончил по первому разряду, но по болезни был вынужден оставить службу.

Получив дальнейшее образование в Академии художеств, где его учителями были такие прославленные художники-баталисты как Богдан Виллевальде, Алексей Кившенко и Франц Рубо, он всецело посвятил себя батальной живописи.


1904 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Ночной патруль»



1916 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Зимняя сцена»



1916 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Казаки»

В начале Первой мировой войны, к Ивану Владимирову, уже знаменитому мастеру, обратился с предложением освещать боевые действия на Восточном фронте лондонский художественный еженедельник «The Graphic» (вы помните, что благодаря матери он прекрасно владел английским языком).

Первая работа, изображавшая русских пехотинцев, штурмующих австрийские позиции, была опубликована за подписью «Mr. John Wladimiroff» в субботу, 21 ноября 1914 года. «Нива» писала в те годы, что работы Владимирова можно встретить «почти в каждом номере лондонского «The Graphic», знаменитого французского «Illustration» и целого ряда американских журналов.


1915 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Казаки атакуют германский автомобиль»




1915 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) иллюстрации для «The Graphic»

Более ста картин, которые для усиления напряжённости «The Graphic» подписывал «Анархия в России», «Красная революция в России», «Триумф ленинцев», «Революция, изнасилование и грабеж», были опубликованы за всё время его работы с «The Graphic».

Итак, «The Graphic» - первый канал
по которому работы оказывались за рубежом

Как и многие представители русской интеллигенции, Иван Алексеевич всей душой приветствовал Февральскую революцию. «Владимиров все первые дни нового строя с белой повязкой на рукаве и с винтовкой исполнял гражданские обязанности милиционера», – говорилось в газете «Биржевые ведомости». На его полотнах – ликующий народ, свергающий самодержавие и верящий, что освобождается от рабства; взятие Зимнего, сожжение царских портретов 5 марта 1917 года.


1917 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Февраль 1917 года. Тревожные вести»



1917 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917»



1917 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Долой орла!»



1917 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «На рабочей окраине в дни свержения самодержавия»



1917 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Долой орла!»


В 1917-1918 годах Иван Алексеевич работал в Петроградской милиции, что позволяло ему видеть работу власти изнутри:


1918 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Допрос в комитете бедноты»



1918 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Допрос»



1918 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Конфискация»



1918 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Расстрел»



1918 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «В минуты отдыха»



Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Городская милиция»

Первые признаки недовольства большевиками начали проявляться в эскизах художника для «The Graphic» уже с сентября 1917 года. Последняя работа, изображавшая красноармейцев, грабящих поезд, появилась в газете в субботу, 14 сентября 1918 года.


1918 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста»


Американские собрания - второй канал
по которому работы оказывались за рубежом

В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA — Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.

После отъезда Голдера из России в 1923 году в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 года он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести ещё десять. В письме от 21 мая 1924 года Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчётом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.

Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10  — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 году в США был издан фотоальбом «Russia in Revolution», в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.

Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: «To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923» (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923)


Фрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде, 1923 год
Спасибо e11enai

Чтобы быть принятым новой властью, Иван Алексеевич стал писать работы на темы, которые были популярны, так как именно такие произведения добавляли легитимности режиму, и завоевали для него орден Трудового Красного Знамени. Например, в начале 1940 года он написал картину о расстреле рабочих у Зимнего дворца 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, известном как «Кровавое воскресенье».


1940 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Расстрел манифестации 9 января 1905 года у Зимнего дворца»



1923 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Субботник»



1925 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Первый трактор»



1930-е Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «У сельсовета»



1930-е Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Семейный портрет»



1937 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Интуристы в Ленинграде»



1941 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Крым. Семья на отдыхе» 1941



1945 Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Голодающие Берлина» 1945

Подпись «Mr. John Wladimiroff» на работах для «The Graphic» дала повод потомкам обвинить художника в приспособленчестве.
Но кто он на самом деле – Иван Владимиров или Джон Владимирофф?
Одни хвалили его за полотна «Долой орла!» и «Ленин и Сталин в Разливе», другие – «За погром винного магазина», учинённый «новыми хозяевами жизни» в 1918-м, и «Допрос в комитете бедноты». А он просто был свидетелем «уходящей России» и становления «нового мира» и невероятно талантливым и честным человеком, способным видеть жизнь не только в черно-белом варианте, но и во всем ее многоцветии.



Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) «Автопортрет» 1910

Ещё 57 работ Ивана Алексеевича периода 1917-1930 годов
ОЙ!

а вам не кажется, что эта картина, подписанная как
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет В.А. Гиляровского. 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

безумно похожа на автопортрет?



- Мне Траугот давно рассказал как то эту историю про Владимирова, который в детстве уплыл с дядей на пароходе )
Но там фигурировало что пароход пришел в порт в Питер, и там они случайно встретились...
=А он просто был свидетелем «уходящей России» и становления «нового мира» и невероятно талантливым и честным человеком, способным видеть жизнь не только в черно-белом варианте=

--- ага! посмел бы он увидеть советскую реальность черной!
С одной стороны -- ну да, мог ли он не писать пионеров? -- а с другой... МОГ! вполне мог писать пейзажи. Там из советских вещей, кстати, картина с лошадьми самая мастерская.
нет, не передвижник он - те реальную Россию писали, а автор этих работ тиражировал практически один типаж с явно дегенеративными лицевыми признаками.

Он так видел! Это дежавю называется шорами, если не угодничеством. Впечатление, что образ одного натурщика годится у автора и для написания лиц совершенно независимо от пола.
Да, я понимаю, у художников такое случается - это мы видим и у Васнецова, но там в лице иное.
Эта гнильца другого свойства, и описание эпохи тут не при делах.

Edited at 2019-06-26 10:14 (UTC)