Ann (kykolnik) wrote,
Ann
kykolnik

Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) часть вторая. 1941-1950 годы

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941—1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.


1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»



1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»

Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.


после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»



1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»
Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»
автор текста Василий Лебедев-Кумач



1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.


1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»
гидросамолёт «Каталина»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога — бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали — пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.


1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»




1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Верхняя Волга»

Но не все «Яхты» Георгия Григорьевича мы можем видеть. И причин этому несколько. Одна из них - «Пропавшая в Сталино передвижная выставка живописи». Культурные ценности отнесли ко второй очереди эвакуированных вещей, поэтому экспонаты передвижной выставки сложили в ящики и 5 июля 1941 года передали их на временное хранение Сталинскому художественному музею. Работникам, которые сопровождали выставку в Донбасс, было поручено возвращаться в Москву. Всего же в сохранившемся в Российском государственном архиве литературы и искусства акте речь идет о 81 предмете живописи (в 13 ящиках) и 82 предмете графики (в 4 ящиках) на общую сумму по тогдашним ценам в 340 тыс. 067,8 рублей...
Tags: Нисский Георгий Григорьевич, Советские живописцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments